www.Math24.ru
Дифференциальные Уравнения
Главная
Математический анализ
Пределы и непрерывность
Дифференцирование
Интегрирование
Последовательности и ряды
Двойные интегралы
Тройные интегралы
Криволинейные интегралы
Поверхностные интегралы
Ряды Фурье
Дифференциальные уравнения
Уравнения 1-го порядка
Уравнения 2-го порядка
Уравнения N-го порядка
Системы уравнений
Формулы и таблицы
   Кривая обучения
Освоение новой темы и приобретение новых навыков всегда требует времени. В данном разделе мы попробуем смоделировать процесс обучения, используя дифференциальные уравнения.

Прежде всего, введем некоторую измеряемую функцию обучения L(t). Эта функция может описывать, например, текущую производительность труда работника. Пусть Lmax будет являться максимально возможным значением L(t). Во многих случая справедливо следующее эмпирическое правило: скорость обучения пропорциональна объему оставшегося (еще невыученного) материала. Математически это представляется уравнением вида
где k − коэффициент пропорциональности. Данное дифференциальное уравнение является уравнением с разделяющимися переменными, и его легко можно решить в общем виде:
Избавляясь от логарифмов, получаем общее решение в форме:
Постоянную C можно определить из начального условия: L(t = 0) = M. Следовательно, C = Lmax − M. В результате кривая обучения описывается формулой
В последнем выражении параметр M означает начальный уровень знаний или навыков. В простейшем случае можно предположить, что M = 0. Другой параметр k "контролирует" скорость обучения. Вид кривых обучения при различных значениях M и k показан на рисунках 1 и 2, соответственно.
кривая обучения при разных начальных уровнях
кривая обучения для разных скоростей роста
Рис.1
Рис.2
Как видно, кривая обучения L во всех случаях быстрее возрастает в начале процесса, а затем по мере снижения скорости обучения кривая приближается к максимальному значению Lmax.

   Пример 1
Фармацевт в некоторой (скорее всего в английской) аптеке должен проверять 1,000 рецептов в день. Новый фармацевт после найма на работу через 1 неделю смог проверить 100 рецептов в день. Оценить число рецептов, которые фармацевт сможет проверить в течение дня еще через одну неделю.

Решение.
Для простоты положим начальный уровень навыка равным нулю: M = 0. Процесс обучения можно описать следующим законом:
     
Определим параметр k, зная количество рецептов, которые проверяются через 1 неделю:
     
Подставляя t = 1 неделя, находим:
     
Теперь можно вычислить производительность нового фармацевта спустя две недели после начала работы:
     
   Пример 2
Предположим, что новость распространяется в средствах массовой информации по закону, описываемому кривой обучения. Каков должен быть первоначальный процент "популяции", осведомленных об этой новости, так чтобы через 1 неделю это уровень достигнул 50%, а через 4 недели − 90%?

Решение.
Новость распространяется по закону:
     
Мы знаем две точки на этой кривой: в моменты времени t = 1 неделя и t = 4 недели. Поэтому, можно записать следующие два уравнения:
     
Здесь параметр M представлен как rLmax, где r лежит в интервале 0 ≤ r ≤ 1, а время t выражено в неделях.

Разделив на Lmax, получаем систему уравнений с двумя неизвестными: r и k:
     
Возьмем логарифмы от обеих частей каждого уравнения:
     
Исключим параметр k из системы, умножая первое уравнение на (−4) и затем складывая оба уравнения:
     
В результате простых вычислений получаем ответ:
     
Отсюда следует, что параметр r равен
     
Таким образом, в данном случае начальный уровень "проникновения" новости должен составлять
     

Все права защищены © www.math24.ru, 2009-2014  
Сайт оптимизирован для Chrome, Firefox, Safari и Internet Explorer.