Освоение новой темы и приобретение новых навыков всегда требует времени. В данном разделе мы попробуем смоделировать процесс обучения, используя дифференциальные уравнения.
Прежде всего, введем некоторую измеряемую функцию обучения
L(t). Эта функция может описывать, например, текущую производительность труда работника. Пусть
Lmax будет являться максимально возможным значением
L(t). Во многих случая справедливо следующее эмпирическое правило: скорость обучения пропорциональна объему оставшегося (еще невыученного) материала. Математически это представляется уравнением вида
где
k − коэффициент пропорциональности. Данное дифференциальное уравнение является уравнением с разделяющимися переменными, и его легко можно решить в общем виде:
Избавляясь от логарифмов, получаем общее решение в форме:
Постоянную
C можно определить из начального условия:
L(t = 0) = M. Следовательно,
C = Lmax − M.
В результате кривая обучения описывается формулой
В последнем выражении параметр
M означает начальный уровень знаний или навыков. В простейшем случае можно предположить, что
M = 0. Другой параметр
k "контролирует" скорость обучения. Вид кривых обучения при различных значениях
M и
k показан на рисунках 1 и 2, соответственно.
Как видно, кривая обучения
L во всех случаях быстрее возрастает в начале процесса, а затем по мере снижения скорости обучения кривая приближается к максимальному значению
Lmax.